Усилия к модернизации

В последнее столетие исламские правительства прилагали большие усилия к модернизации своего общества. Очень интенсивно развивалось образование, и участие во всех уровнях образования заметно увеличилось — например, число студентов университетов в арабском мире выросло с приблизительно 20000 в 1940 году до 1 миллиона в 1979 году. Но западное влияние, вызвавшее эту модернизацию, противоречило исламской культуре. Все большее влияние приобретали материальные интересы, порой приводя к коррупции. Многие религиозные мусульмане были потрясены этим и испуганы возможным разрушением их религии и культуры. Народные массы также были разочарованы, поскольку не осуществились их большие надежды: экономический рост был недостаточен и не создал столь необходимые рабочие места. В этой обстановке развилась сильная фундаменталистская реакция, настаивавшая на буквальной интерпретации и применении Корана, а также исламского закона, шариата. Доходило до таких крайностей, что любой — будь то чиновник или частное лицо, — подозревавшийся в неортодоксальных идеях, считался «неверующим», против которого должна была вестись «священная война». Подобные отношения весьма отклоняются от исламской традиции, придающей особое значение индивидуальной ответственности перед Богом и имеющей гораздо более терпимую позицию. Жестокость этой фундаменталистской реакции происходит из-за того, что эти мусульмане отождествили свою — настолько священную для них — религию с ее формой: религиозными догмами, ритуалами и законами. А под давлением западных влияний эти формы стали уязвимы. Но суть ислама—и всей религии — внутреннее отношение предания себя Богу, открытость, создающая в нас вдохновение и пробуждающая благожелательное понимание наших ближних. Это жизнь религии, вечной и неуязвимой. Трагично, что в стремлении реализовать свою религию исламские фундаменталисты упустили из виду этот неотъемлемый внутренний аспект религиозной веры.

Галерея
Meeting biz3 biz5 biz4 biz2

Copyright © 2016. All Rights Reserved.